Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 236019 г. Калининград, ул. Мира, д. 1
  • +7(4012)56-88-61
  • maouschool11@edu.klgd.ru

Функциональная грамотность

Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»

Цель проекта: Создание Национального инструментария, обеспечивающего методическое сопровождение формирования функциональной грамотности обучающихся.

Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA[1] (концептуальных рамок, заданий и результатов их выполнения российскими учащимися). При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2019 году – 5 и 7 классов, в 2020 году – 6,8,9, в 2021 году8,9), но с ориентацией на концептуальные подходы (рамки) PISA-2021.

Система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

Выполнение заданий проводится на компьютерах в режиме онлайн. Ответы учащихся проверяются автоматически компьютерной программой или проверяются экспертами.

За период реализации проекта (2019-2020 годы) разработано более тысячи заданий по различным направлениям функциональной грамотности.

В перспективе:

  • Разработка учебно-методических материалов для адресной поддержки совершенствования функциональной грамотности:  для обучающихся, демонстрирующих низкий уровень функциональной грамотности

  • Разработка учебно-методических материалов для повышения уровня функциональной грамотности обучающихся, проявляющих интерес к инновационным областям деятельности

  • Разработка программы повышения квалификации педагогических работников по функциональной грамотности в режиме онлайн с учетом результатов диагностики их обучающихся.

Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования российской системы образования.

Все материалы, которые разработаны и будут в дальнейшем разработаны в ходе мониторинга формирования функциональной грамотности (например, учебно-методические материалы), после доработки по результатам апробации будут открыты для использования в учебном процессе и повышения квалификации учителей, также для дальнейших работ по мониторингу системы образования.

Ознакомиться с демоверсией и спецификацией работ для 5-9 классов можно по ссылке http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

 

2020-2021 учебный год

Участниками проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»в 2021 году были обучающиеся 8-9 классов. Из 235 обучающихся 8-9 классов приняли участие 195 чел., что составило 83%.

Обучающиеся 8-9 классов участвовали в трех составляющих функциональной грамотности:

  • Читательская грамотность

  • Математическая грамотность

  • Естественно-научная грамотность

 

ОБЩЕЕ кол-во обучающихся 8-х классов

ОБЩЕЕ кол-во обучающихся 9-х классов

читательская

математическая

естественнонаучная

кол-во участников ( 8-е классы) (чел.)

кол-во участников ( 9-е классы) (чел.)

кол-во участников ( 8-е классы) (чел.)

кол-во участников ( 9-е классы) (чел.)

кол-во участников ( 8-е классы) (чел.)

кол-во участников ( 9-е классы) (чел.)

118

117

100

106

98

96

92

94


Анализ результатов исследования сформированности функциональной грамотности учащихся 7 классов МАОУ СОШ № 11 в 2021-2022 учебном году
Школьный план мероприятий, направленный на формирование функциональной грамотности у обучающихся МАОУ СОШ№ 11 в 2020-2022 уч. годах
Анализирующая справка от 1.12.2022 о результатах исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в МАОУ СОШ № 11 в 2022 году